Воспитание личности — это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается, и в процессе самовоспитания еще больше утверждает в себе собственное моральное начало.

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

Все лучшее в человеке дается воспитанием. Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни
 
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

 

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовывать в полной мере свои жизненные возможности. Любое общество проектирует будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям, национальная и религиозная терпимость. Лишь на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его. Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, ее основные компоненты. При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.

 

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.

Такая постановка цели позволит нам иметь четкое представление о том, что школа желает получить в качестве результата предпринимаемых ею усилий по воспитанию детей; подчеркивает стремление школы в аспекте воспитанности к некому желанному культурному идеалу; даст возможность диагностировать происходящие изменения в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Достижению поставленной цели духовно нравственного развития и воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:


  1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности, способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения:

А) Познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования;

Б) Формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;

В) Осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;

Г) Формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

Д) Утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

  1. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.
    4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
    5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
    6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.
  2. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.

В связи с этими задачами должен быть сформирован на уровне общего образования и воспитания некий идеал, который должен разделяться не только учеником и учителем, но и родителями.

В процессе воспитания его можно представить следующим образом:

  1. Личность в нескольких направлениях ее развитиях: человек, обладающий хорошим здоровьем; труженик, умеющий делать многое сам; Духовно, эстетически и интеллектуально развитый человек.
  2. Семьянин.

Семья – это величайшая святыня, малая церковь. Поэтому ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой и т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью.

  1. Коллективист.

Ребёнок живет в коллективе. Прежде всего, классном, потом школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать в коллективе, находить общий язык с членами социума.

  1. Сын своего народа.

Каждый человек должен понимать величие своего народа и работать для его блага.
5. Гражданин России.

Россия – многонациональное государство. Содружество всех наций образует единый российский народ. И только это единство и может обеспечить процветание страны в целом и каждого человека в отдельности.

  1. Гражданин мира.

Человек – всегда часть человечества, отвечающий за всё, что происходит на Земле.

Во все века духовно-нравственное воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям, национальная и религиозная терпимость. Лишь на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания позволяет ещё больше расширить спектр образования. Она направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего учебную, воспитательную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально- педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

В «Белогорском классе» существуют свои нормы и традиции. В самых общих чертах их можно представить следующим образом:

- по-доброму относиться к людям, уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду, проявлять почтение и уважение к старшим и родителям, устанавливать дружеские отношения с другими детьми в классе, в школе, во дворе, в посещаемых объединениях дополнительного образования; уметь при необходимости поступаться своим благополучием ради другого человека, прощая собственные обиды, защищая слабых, помогая старым и беспомощным людям. Для этого необходимо усвоить правило: «Никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай»;

- терпимо и уважительно относиться к людям иной расы, национальности, религии, другого имущественного положения, иного физического, психического или умственного развития;
       - следовать правилам личной гигиены, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни;
     - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть чем-то не похожим на других;

- уметь выражать свои интересы, отстаивать свое мнение, быть самостоятельным;

-любить свою Родину, отождествлять себя с нею, знать и уважать её историю, культуру; стремиться узнать историю своей « малой родины», уважать её традиции, жителей;
     - беречь и охранять природу: заботиться о домашних питомцах, подкармливать птиц в зимний период, не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы;

- проявлять миролюбие, не затевать драк и конфликтов, стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к кулакам;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания, книги;

- быть трудолюбивым как в своих учебных занятиях, так и в домашних делах;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым, правдивым и совестливым.

Реализация воспитывающего потенциала познавательной деятельности школьников на уроке

Воспитательный потенциал урока в нашем образовательном учреждении реализуется через побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения на уроке и правила взаимоотношений с учителем и сверстниками;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений; постановку перед школьниками и обсуждение вместе с ними поведенческих, нравственных, или социальных проблем, которые предстоит решать учащимся.

Для этого используется воспитательный потенциал учебных предметов естественно - научного и гуманитарного циклов и существующих в их рамках тем, наиболее значимых в воспитательном плане.


Проблемно-ценностное общение

 

Цикл этических бесед, регулярно проводимый для учеников среднего и старшего звена, направленный на воспитание ответственного поведения ребенка в школе, на развитие представлений школьников о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще, на освоение детьми правил современного этикета, на формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите.


Формирование коллективов в классах


Коллектив класса является эффективным средством воспитания школьников и важной средой их духовно-нравственного развития. Особое место в воспитательной системе класса отводится классному руководителю. Он вместе со своими воспитанниками рассматривает и исследует приоритетные жизненные ценности, изучает традиции своей страны, семьи, школы, формирует традиции класса. Важным фактором формирования нравственных ценностей у воспитанников является создание благоприятного эмоционального фона. При этом возникает целостное единство классного руководителя и учащихся, создается культурное пространство для реализации целей воспитания.
 



Социальное партнерство образовательного учреждения с семьями школьников

Социальный мир семьи – сильнейший фактор формирования личности воспитанника. Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями: анкетирование, беседа, консультации, родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

В соответствии с основными направлениями духовно-нравственного воспитания в нашей школе реализуется интересная, содержательная внеурочная деятельность.

Гуманитарный цикл.

Учащиеся разделены на две возрастные группы: 8 класс и 9-10 классы. Каждая из них   работает по установленному плану.

Как в своё время сказал В. М. Васнецов: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!».

Мы предполагаем, что, зная историю своей страны, города, семьи, понимая природу сложного характера русского человека, дети будут более бережно относиться к тому, что было создано их бабушками и дедушками, папами и мамами, с благодарностью принимать те блага, которые им дают, пытаться быть похожими на известных и достойных исторических персонажей, сделать выводы из «плохих» и «хороших» уроков истории.

Поэтому руководством школы и её Учредителем было принято решение на интересных и занимательных занятиях рассказывать и показывать учащимся ключевые моменты в истории нашего государства, которые привели к становлению богатой и самобытной культуры, о сильных личностях, которые вели за собой народные массы, развивали науку, искусство, экономику и внешнеполитические связи страны, о грозных уроках, которые наша страна получила и которые позволили русскому народу стать сильнее.

После проведенных занятий расширяется кругозор наших детей, появляется интерес к истории родной страны, повышается духовный, интеллектуальный и культурный уровни, грамотность речи и уважительность в поведении. Результатом проделанной работы является Презентация учащегося на заданную тему по изученному материалу Гуманитарного цикла. Организуется публичная защита работы.

Для того, чтобы понять всю тяжесть, ответственность и бремя, которое несет на себе царь и любой человек, взявший на себя право отвечать за народ, 2015-2016 учебный год был посвящен изучению темы «Времена царствования Ивана Грозного».

 

 

 

 

После проведенных занятий расширяется кругозор наших детей, появляется интерес к истории родной страны, повышается духовный, интеллектуальный и культурный уровни, грамотность речи и уважительность в поведении. Результатом проделанной работы является презентация учащегося на заданную тему по изученному материалу Гуманитарного цикла. Организуется публичная защита работы. По результатам защиты в 2016 году ученики "Белогорского класса" посетили город Казань. Разработанная администрацией школы и родителями экскурсионная программа позволила детям посетить места, связанные с правлением и походами Ивана Грозного, убедиться в значимости и противоречивости его фигуры для становления Российского государства.

В 2016-2017 учебном году была объявлена новая тема для изучения: «Чингисхан. Неизвестная Азия. Татаро-монгольское иго – иной взгляд». Школьники должны были понять, что ничего не даются человеку просто так, что нужно много работать, чтобы достичь определённых результатов и остаться в истории. По результатам защиты на летних каникулах ребята посетили г. Санкт-Петербург. Они увидели Эрмитаж в его историческом величии, побывали в городе Пушкино, в музее «Царское село», походили по залам Екатерининского зимнего дворца, поразившего своей красотой. Никого не оставила равнодушным обзорная экскурсия. Соборы, дворцы, мосты, памятники, красивая архитектура города – всё это, несомненно, даёт толчок для того, чтобы обучающиеся стремились получить как можно больше информации о прошлом своей страны, задумались о её будущем.

В 2017-2018 учебном году изучалась тема «Романовы. Триумф и трагедия российского самодержавия». Обучающиеся должны были осознать, что 300 лет самодержавной власти Романовых лежат в основе многих реалий текущего времени. За некоторыми исключениями, можно говорить о том, что монархи, да и в целом императорская фамилия оказывала огромное влияние на развитие русского общества, его материальные достижения и духовные ценности. И нельзя представить себе достоверную картину русской истории после Смутного времени, не зная судеб, нравственных и политических характеристик российских монархов и великих князей.

В целях практического закрепления материала Гуманитарного цикла и поощрения за хорошую и плодотворную работу в течение года для школьников была организована летняя поездка в Крым. Ребята жили в лучшей гостинице г. Ялта. Они смогли посетить множество интересных мест: Ливадийский дворец, летнюю резиденцию российского императора Николая II; Воронцовский дворец-музей в Алупке — самый романтичный архитектурный памятник Крыма; посетили Массандровского дворец - бывшую резиденция императора Александра III; съездили в Севастополь и Балаклаву, побывали в Феодосии. Ребята смогли и отдохнуть, купаясь в Чёрном море, и расширить свой кругозор.

В 2018-2019 учебном году обучающиеся «Белогорского класса» совершили путешествие в «страну роз и солнца» - Болгарию. Весь год на Гуманитарном цикле они изучали время правления князя Светослава Хороброго и убедились в том, что он оставил неизгладимый след в отечественной истории, был человеком храбрым и целеустремлённым. Запланированные экскурсии не оставили никого равнодушными. Ботанический сада и дворец Румынской королевы Марии, мыс Калиакра, старинные города Созопол и Несебр, замок в селе Равадиново, город Великий Преслав с его памятниками архитектуры помогли убедиться в том, что отнюдь не случайно князь Святослав стремился перенести в Болгарию столицу Руси. Ему нравился здешний климат, хорошие дороги и торговые пути.

Ребята навсегда запомнят курорт «Солнечный берег» ,необычайно тёплое море, запах местных роз, нежный песок и самое главное- совместный летний отдых.

Информирование о новостях политики и экономики

Во всех классах по понедельникам часть классных часов посвящена знакомству с происходящими событиями в России и мире. Ребята самостоятельно готовят небольшие сообщения и знакомят одноклассников с ними, учась анализировать и делать выводы, быть не безучастными свидетелями любого события, а личностью с активной позицией.

  

Познавательные экскурсии и посещение культурных мероприятий.

Для реализации вышеуказанных целей духовно – нравственного воспитания школа использует не только свои ресурсы, но и те возможности, которые предоставляет Правительство Белгородской области.

Учащиеся «Белогорского класса» посетили все основные выставки, которые проводились под лозунгом «Достояние музеев России — белгородцам!», на которых были представлены работы известных русских и зарубежных художников, изделия народного промысла и прочие экспонаты различных исторических эпох. Побывали на Прохоровском поле, посетили музей-диараму «Курская дуга», насладились игрой белгородских актёров в театре им. Щепкина, увидели памятник архитектуры XVIII века музей «Круглое здание».

Побывали ребята и в соседней, Воронежской области. Костомаровский монастырь, посёлок Рамонь, Белогорский монастырь, «Гото Предестинация» и т.д. дали возможность расширить представление о мире, ощутить себя частицей своего великого народа.

Создание атмосферы творчества.

Театральная студия.

Мы выбрали один из самых успешных методов – участие школьников в театральных постановках. Почему это важно и нужно? Выступая в роли актеров, дети учатся созидать (создавать что-то новое своими собственными усилиями), развивают память, увеличивают гибкость мышления, совершенствуют артикуляционный аппарат, приобретают уверенность в выступлении на публике. В процессе репетиций они выражают и воспроизводят свои внутренние чувства и переживания, сомнения и конфликты, надежды и радости, а также прочие эмоции в символической форме. Это оказывает значительное влияния на становление глубокой личности, способной к осознанию как своих, так и чужих характерологических особенностей, что важно при общении в повседневной жизни и в будущих служебных отношениях. В целях формирования кругозора детей организуются поездки в театры города Белгорода и Воронежа.

 

 

Школьная редколлегия.

В ЧОУ СОШ «Белогорский класс» создана и функционирует редколлегия ЧОУ СОШ «Белогорский класс», которая обеспечивает интеллектуальное, творческое и образовательное развитие учащихся.

Редколлегия занимается:

- изданием школьной газеты «Новый день» с периодичностью один раз в месяц;

-оформлением школьного стенда «Информация» с еженедельным обновлением информации;

- ведением видеосъемки и фотосъемки школьных мероприятий;

- наполнением информации школьного сайта.

Развитие Православной культуры.

 

Одним из ключевых моментов в Духовно – нравственном воспитании школьников «Белогорского класса» является развитие в детях Православной культуры, потребности в вере и общении с духовным миром. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Русский человек без веры – дрянь». Это говорит о том, что для формирования многогранной, сильной, мудрой и достойной личности необходимо богатое духовное наполнение. В нашей культуре этим наполнениям является вера. На протяжении нескольких последних лет учащиеся «Белогорского класса» еженедельно участвуют в молебнах. Кроме этого, мальчики помогают батюшке Храма «Преподобного Сергия Радонежского» в проведении богослужений. Дети младших классов поют в церковном хоре. На протяжении уже нескольких лет с учениками в храме «Преподобного Сергия Радонежского» ведутся чтения Евангельских притч. На занятиях ребята вместе с отцом Александром пытаются разобраться в вопросах нравственности, общечеловеческих ценностей, культуры, человеколюбия. По старой традиции в канун Рождества Христова учащиеся «Белогорского класса» украшают сосны и молельный зал Храма своими поделками и красивыми игрушками.

 

День отличника.

Для того, чтобы простимулировать познавательную активность и старательность обучающихся, в школе «Белогорский класс» проводится День отличника. Стремление получить хорошую отметку дисциплинирует, воспитывает силу воли, стремление поддерживать память, развивать логику, мышление, речь. Большим положительным эффектом от проведения данного мероприятия является то, что полученная радость учащихся от того, что удалось реализовать задуманное, развивает чувство уверенности в себе. Еще один плюс - ученики осознают, что принесут радость своим родителям, они будут гордиться своими детьми.

Мы понимаем, что нашим детям предстоит очень сложная взрослая жизнь, и стараемся подготовить их не только физически и интеллектуально, но и духовно, развить в них стойкость и волю, дать им такие внутренние ресурсы, которые помогут быть эффективными и счастливыми как в настоящем, так и в будущем.

Отзывы выпускников школы

Все отзывы