Военно-патриотическое воспитание
Древнегреческий философ и участник Пелопонесской войны (431-404 гг. до н.э.) Сократ однажды сказал, что мужество – это стойкость души, которая сочетается с мудростью.
Каждый мальчик мечтает стать мужчиной, юноша – воином, а мужчина – мудрым. Ради этого парни облачаются в военную форму, занимаются физической подготовкой, изучают историю своего народа. Для них слова «честь», «Родина» не просто слова: в случае необходимости они готовы встать на защиту Отечества.
В «Белогорском классе» военно-патриотическому воспитанию уделяется особое внимание. В школе работает целая программа военно-патриотического воспитания учеников – это система мер, помогающая воспитывать у детей патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы отечества. Приоритет интересов страны над личными, нетерпимость к нарушениям норм права и морали, развитие социальной активности и ответственности за свои действия и поступки – это те ценности, которые закладываются в ходе военно-патриотического воспитания.
Цели военно-патриотического воспитания:
• Формирование у воспитанников гражданственности и сознательного патриотизма.
• Приобретение воспитанниками устойчивых морально-волевых и физических качеств; знаний, умений и навыков военной подготовки.
• Формирование лояльного отношения к военной службе.
• Воспитание осознанного понимания целесообразности дисциплины.
• Приучение к самостоятельности, ответственности и порядку.
Задачи по направлениям военно-патриотического воспитания:
I. Строевая подготовка:
• воспитание психологии строя, дисциплинированного солдата, осмысленного восприятия азов армейской дисциплины, муштры;
• разъяснение таких незыблемых армейских понятий, как «военнослужащий», «командир-начальник», «строй», «приказ», и т.д.;
• обучение основным строевым приемам вне строя и в составе строя, на месте и в движении, без оружия и с оружием;
• подготовка к Параду Победы (прохождение торжественным маршем с исполнением строевой песни, возложение гирлянды).
II. Огневая подготовка:
• изучение основных видов оружия, находящегося на вооружении РА (Российской армии), его ТТХ (тактико-технические характеристики);
• приобретение навыков неполной сборки-разборки АК-74МС;
• овладение техникой стрельбы из пневматического, травматического и боевого оружия из различных положений;
III. Тактическая подготовка:
• приобретение учащимися навыков тактического и стратегического мышления;
• освоение искусства ведения боя в обороне и наступлении, в различных экстремальных условиях;
• правила выживания и успешного выполнения поставленной задачи в боевых условиях;
• проведение пейнтбольных матчей между командами;
Являясь составляющим элементом тактической подготовки, в то же время пейнтбольные игры представляют собой уникальную форму и метод эффективного педагогического воздействия на учеников. В ходе проведения игры участники учатся размышлять и быстро принимать правильные решения индивидуально и сообща; стрелять по противнику из специальных пейнтбольных маркеров и защищаться от встречного огня; маскироваться и распознавать укрывшегося противника, ощущая буквально на собственной коже цену собственной ошибки.
Но более важно даже то, что вовлеченные в «войну» дети переживают бурю эмоций и экстраординарных впечатлений, не оставляя места для уныния, безразличия и негатива.
Примечательно и то, что участие в играх обеспечено как юношам, так и девушкам 8-11 классов. Игры проводятся по различным сценариям, что позволяет каждой команде раскрыть особенности подготовки, свой характер: взятие бастиона, зачистка здания, захват флага, встречная атака, игра на полное поражение, проведение Vip-персоны и устройство засады.
IV. Курс РХБЗ (радиационной, химической, биологической защиты) и инженерного дела:
• Обучение навыкам противорадиационной и противохимической защиты, использования средств индивидуальной защиты (Общевойсковой Защитный Костюм, противогаз ГП-5 (Гражданский противогаз);
- Изучение основ инженерной (оборудование оборонительных укреплений, маскировка) подготовки;
V. Маршевая подготовка:
• совершение марш-бросков на 5-6 км;
• формирование бойцовского духа;
• развитие выносливости и самодисциплины;
VI. Курс подготовки спецназа:
• Обучение искусству обращения с учебным холодным и огнестрельным оружием;
• формирование бойцовского характера, стремления и умения переломить ситуацию в свою сторону;
• обучение жизненно необходимым навыкам защиты и активной обороны без оружия и с оружием.
• Рукопашный армейский бой – это не что иное, как универсальная система навыков применения на практике приемов нападения и защиты, вобравшая в себя все лучшее из арсенала самых известных единоборств мира. Осваивая эти единоборства, ребята воспитывают в себе силу, ловкость, терпение, что, несомненно, необходимо будущему защитнику нашей Родины.
VII. Военно-патриотические игры:
• организация эмоциональной и физической разгрузки;
• развитие командного духа, навыков логического мышления, уверенности в себе, способности к быстрому принятию решений и творчеству;
• сплочение участников, воспитание лидерских качеств.
VIII. Общефизическая подготовка и спортивные игры:
• общее закаливание организма с помощью утренней физической зарядки, армейских комплексов вольных упражнений;
• прогрессивное развитие таких физических качеств, как сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость, подтянутость, смекалка;
• В военно-прикладной физической подготовке учащихся немаловажную роль выполняет традиционное проведение лыжного кросса. Несмотря на снег и ветер, лыжный кросс – это всегда позитивные эмоции и общефизическая закалка.
• участие в спортивных соревнованиях с учащимися других школ.
IX. Туристическая подготовка:
• выработка в учащихся эмоционально-ценностного мотивированного отношения к активным видам отдыха и туризму;
• проведение однодневных и многодневных походов;
• обучение основам спортивного ориентирования;
• приобретение знаний, умений, навыков в области выживания в экстремальных условиях и обращения со специальным туристическим снаряжением (обвязки, веревки, карабины, палатки и т.п.).
X. Тренинг «Веревочный парк».
Количество препятствий – 12. Протяженность – 120-150 метров. Сложность – 2 простых задания; 8 заданий средней сложности; 2 сложных, ориентированных на возраст от 13 лет и старше.
Уникальный комплекс заданий-препятствий на высоте от 1,5 до 7 метров над уровнем земли.
Комплекс состоит из деревянных платформ, закрепленных на деревьях или брусьях, между которыми организованы задания-препятствия различных видов. Все испытания, начиная с первой ступеньки лестницы, участник проходит в специальном снаряжении (страховочных системах и касках) и в сопровождении опытного инструктора. Участники поочередно стартуют и продвигаются от препятствия к препятствию. В конце участников ждет самое захватывающее испытание: полет на ролике по воздушной переправе (троллей). Для кого-то это будет первый шаг на высоте, и он испытает небывалую гордость за себя, другой с успехом реализует здесь свои спортивные навыки.
Веревочный парк позволяет тренировать важные для любого человека качества – ловкость, выносливость, координацию движений, реакцию и моторику мышц.
Прохождение «Веревочного курса»:
1. способствует эмоциональной и физической разгрузке;
2. учит преодолевать свои страхи и тревоги;
3. дает уверенность в себе, возможность поволноваться и повеселиться, испытать себя и свои силы, пережить новые ощущения и почувствовать вкус победы;
Веревочный курс - эффективный инструмент тимбилдинга (командообразования), способен сплотить участников, проявляет командный дух, дает возможность посоревноваться и продемонстрировать свои лидерские качества.
Реализация концепции военно-патриотического воспитания:
I. Создание реальных «спартанских» условий для физической и военно-патриотической подготовки в ходе проведения занятий, тренингов, военно-патриотических и спортивных игр по типовой неделе согласно годовому КПГ по военно-патриотической подготовке;
II. Участие в городских военно-спортивных соревнованиях, играх, конкурсах, смотрах, проектах, концертах и т.п.;
III. Проведение суточных и многодневных туристических походов по горным, речным и равнинным маршрутам.
IV. Организация и проведение в выходные дни и период каникул в рамках воспитания осознанного патриотизма, чувства уважения к культуре своей Родины, гордости за ее великий исторический путь:
• поездки в музеи и монастыри с целью приобщения к достояниям истории и культуры Великой Родины,
• экскурсии и круизы по местам боевой славы и культурно-исторического наследия России;
V. Военно-патриотический лагерь в период летних каникул организуется с целью:
• выявления итогового уровня подготовленности учеников во всех перечисленных формах подготовки военно-патриотической воспитания;
• осуществления активного и эффективного с точки зрения оздоровления и развития спортивных и военных умений и навыков отдыха;
• проведения военно-патриотических игр, пейнтбольных матчей, однодневных и многодневных турпоходов, сплавов на байдарках и т.д.;
• духовного и интеллектуального обогащения участников лагеря в процессе просмотров фильмов, прослушивания лекций, участия в экскурсиях, посещения культурных заведений.
В качестве заключительного этапа лагеря и поощрения за активность и успехи в военно-патриотической подготовке организуется поездка в один из городов или территорий РФ, прославленных в истории России русским оружием и славными героями.
Ожидаемый результат от программы военно-патриотического воспитания.
Воспитанник должен:
Знать:
• понятия строя, приказа, воинской дисциплины, присяги, уставов;
• о морально-волевых и физических качествах военнослужащего РА; о его правах и обязанностях, их важности и целесообразности;
• основы стратегии и тактики ведения боя;
• способы, правила и средства организации оборонительных укрытий;
• основные виды, назначение и устройство холодного и огнестрельного, наступательного и оборонительного оружия (пистолет, автомат, граната, взрыв пакет, дымовая шашка), правила обращения с ними;
• устройство и основы использования средств РХБЗ;
• о методах и способах ориентирования и выживания в экстремальных условиях;
• правила самостраховки и использования специального туристического снаряжения;
• правила обращения с пейнтбольным снаряжением.
Уметь:
• четко выполнять строевые приемы на месте и в движении, в строю и вне строя, с оружием и без;
• исполнять строевую песню в составе строя и маршировать под барабанную дробь;
• исполнять приказы и эффективно командовать отделением;
• правильно обращаться с оружием, штык-ножом, пехотной лопатой, РД – 2 (Рюкзак десантный) и другим специальным армейским снаряжением;
• вести огонь из различных видов оружия и поражать цель из различных положений;
• метать ручные гранаты на дальность и в цель;
• эффективно применять приемы рукопашного боя в защите и активной обороне, с оружием и без;
• пользоваться средствами самостраховки, туристическим и альпинистским снаряжением;
• обращаться с пейнтбольным снаряжением (панцирь, маска, маркер, патрон) и стрелять из маркера по живой цели;
• умело пользоваться средствами РХБЗ;
• обустроить индивидуальное укрытие, огневую точку.
Выполнять нормативы, приближенные к армейским, по
• строевой подготовке,
• огневой подготовке,
• тактической подготовке,
• РХБЗ (радиационной, химической, биологической защите),
• физической подготовке.